Детермини́зм (от лат. determine —
определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире
процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога
(теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений
природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли
(антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для
ответственности, не оставалось бы тогда места.
Детерминизм может перейти, при неполном
истолковании, в фатализм.
Противоположность — индетерминизм.
Все определено в этом мире и ничто не в
состоянии этого изменить. Однако, всякое действие вызывает следствие подобно
всему тому, что происходит в этой жизни. На принципе детерминизма построена вся
классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Детерминизм
подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица придет в исходное
состояние, если обратить время. Каждая траектория единственным образом
определяется начальными условиями. Всё это находится в замечательном согласии с
экспериментальными данными макромира.
В 16-17 в.в. понятие Д. начинает
приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для
выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В 17 в. в период выработки
элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности,
устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности,
закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют
представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об
универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой
выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений.
Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д.
происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что
всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее
состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее
отождествление этого понятия с понятием связи состояний и
теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают
универсальный объяснительный статус ла-пласовского Д. Одновременно с этим
процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической
методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного
характера закономерностей, которые исследовались Лапласом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий